"Комсомольская правда" рассказывает о становлении в Эстонии системы обязательного страхования автогражданской ответственности.
Комсомольская правда,
26 октября 2004 г.
"Автогражданка" в Эстонии начиналась в общественных туалетах 1656 просмотров
Каждый раз, когда журналисты и автолюбители начинают ругать отечественную "автогражданку", наши страховщики среди прочих оправданий вставляют совет: "Вы посмотрите на Эстонию. Десять лет назад у них начиналось все абсолютно так же". И мы поехали смотреть на Эстонию. Чтобы узнать, что может получиться, когда начинается все, как у нас.
Тарифы отдали частникам Обязательное автострахование в Эстонии появилось в 1993 году. Это был один из шажков в сторону желанной экономики европейской модели, но автовладельцы "горячо ему возмущались". - В смысле митинги были? - спрашиваю эстонского автолюбителя по имени Эро. - Нет, эстонцы не выражают свои чувства так. Но опросы и пресса показывали - народ недоволен. Меж тем многообещающим бизнесом сразу занялись 12 компаний. Для маленькой Эстонии это как для нас - полторы сотни. - У нас можно было столкнуться с агентом, даже приехав на техосмотр, - хвастаем мы. - Да у нас даже в общественных туалетах страховали, - вспоминает исполнительный директор популярной в Эстонии страховой компании Ergo Сергей Вахницкий. Однако после экономического кризиса 1997 года страховщиков в стране осталось всего шесть. Часть разорилась, не справившись с дутостью своего капитала, часть решила просто объединить слабеющие силы... За соблюдением тарифов поначалу следило государство через свой Фонд дорожного страхования. Но спустя пару лет правительство зажмурилось и решилось на рисковый шаг: передать фонд на содержание страховщикам, а без того зарвавшиеся тарифы выпустить из-под контроля вовсе. Опросы показали, что население ждет грандиозной обдираловки. На самом же деле случилось наоборот - тарифы подкорректировала конкуренция, и те заметно упали. И только в последние годы, когда страна настраивалась на евросоюзные стандарты и лимит возмещения имущественного ущерба автовладельцу начал стремительно расти (сейчас он дорос до 102 тысяч евро), полисы начали снова дорожать. Для сравнения, еще в 1996 году водителю, попавшему в аварию, за его разбитую машину могли заплатить не более пяти с половиной тысяч евро.
Полицейский ничего не решает Полицейский Маргус страшно гордится своей служебной машиной, в которой из-за кучи крошечных датчиков и мониторов просто не развернуться. Правда, такие продвинутые автомобили в Таллине есть только у милиции особого назначения, которая чаще занимается спецоперациями. - Вот смотрите. - Маргус наводит камеру на белый "Сааб", припаркованный на стоянке у супермаркета. - Допустим, я хочу узнать, есть ли у владельца машины страховка. Маргус вводит номер и марку машины в компьютер, и через секунду на экране появляется фотокарточка упитанного молодого человека. Ниже указаны дата окончания страховки, описаны две мелкие аварии за последний год и что-то еще на эстонском. - А попадаются вообще незастрахованные машины? - Редко. Ведь если они угодят в аварию, то заплатят фонду шестикратную стоимость страховки. Мы же выписываем штрафы. - Предлагают "оплатить на месте"? - Конечно. Но мне и начальство хорошо платит. Чтобы попасть на это место, я должен был написать доклад-предложение об улучшении дорожного движения. А после пройти громадный конкурс. На аварии же Маргус выезжает редко. По эстонскому закону водители, попавшие в переделку, могут заполнить извещения об аварии самостоятельно. Полицейские же вмешиваются, только когда вина человека спорна. Однако их мнение для страховщиков все равно неопределяющее. Ведь это компания платит деньги, а не полицейский. - По нашему закону тоже вовсе не обязательно при аварии три часа ждать гаишника на дороге, - говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир АНТИПОВ. - Досточно заполнить документы и проехать за подтверждающей подписью на ближайший пост ДПС. Просто многие водители об этом не знают или боятся неправильно составить схему ДТП. Однако к тому, чтобы вовсе обходиться без посредничества ГИБДД, думаю, наша страна еще не готова. Менталитет нашего человека несколько отличается от западного, и жулики воспримут такую свободу как благо.
Никакой "наличности" Компании If в Эстонии принадлежит 37 процентов рынка автострахования. Лидерство приписывается в том числе удачному наследию, фирма заняла позиции ушедшего из страны "Росгосстраха". Несмотря на габариты, в центре возмещения ущерба компании в понедельник вечером заполняли документы человек десять. - Но обычно здесь бывают очереди, с ними ничего не поделаешь, - объясняет сотрудник компании. Работа с царапинами занимает пару минут. Оценщик делает пару снимков и отправляет фотографии в аналитический центр, где все затраты на восстановление автомобиля рассчитает компьютер. - Вводим данные автомобиля, включая год выпуска и количество слоев краски, - объясняет оценщик компании. На экране появляется точная модель авто. - Выделяем квадрат повреждения. Компьютер показывает, какие детали могли здесь пострадать, предлагая выбрать нужные. Дальше получаем раскладку - сколько стоит запчасть и работа по ее установке. Потом мы согласуем эти цены с ремонтниками. В итоге все работы не должны превышать согласованной суммы. "Живых" денег здесь не выдают. Во-первых, это успокаивает автоподставщиков. Во-вторых, исключает обиды со стороны пострадавших: о том, сколько стоит вернуть машину в первоначальное состояние, думают страховщик и сервис-служба, а не водитель.
В Москве пока все иначе. - Нам пока невыгодно переходить на такую форму расчета с пострадавшими, - говорит начальник управления перспективных проектов компании "Спасские ворота" Юрий ПРИЩЕПНЫЙ. - По правилам нашего страхования в каждом страховом случае компания обязана учитывать износ деталей, используемых в восстановительных работах. Автосервисы же, как правило, работают с новыми запчастями. Значит, стоимость ремонта автомобиля в них всегда будет больше страхового возмещения, причитающегося потерпевшей стороне.
"Пробивать" машину можно по мобильному Спустя пять лет после официального начала работы ОСАГО, в Дорожном фонде Эстонии начали строить единую информационную базу автовладельцев, работающую в прямом интернет-режиме. О конкретном автовладельце здесь рассказано практически все, но покопаться здесь может не каждый. Так, любой застрахованный вправе прочитать здесь свой подробный файл. Страховщик - узнать данные об авариях за день и историю неприятностей своего клиента. И только несколько человек фонда могут "гулять" по базе свободно. - Подобная база данных по ОСАГО создается и в нашем Российском союзе автостраховщиков (РСА), - комментирует начальник Управления автострахования ОСАО "Россия" Сергей СИДОРОВ. - Сегодня она уже прошла этап тестирования и вводится в эксплуатацию. РСА планирует подключить к этому все компании, которые занимаются ОСАГО. Но все-таки это долгий и сложный процесс, в котором следует отделять конфиденциальную информацию по клиентской базе от данных, которые необходимы для предотвращения мошенничества. Эстонским автомобилистам база дает еще одну значительную услугу - история машины с доставкой на мобильный телефон. То есть приходит, к примеру, эстонец покупать авто. - Хорошая, говоришь, машина? - спрашивает он продавца. - Три раза ездила. Тут покупатель отправляет эсэмэс-запрос с данными автомобиля на специальный номер и получает, скажем, такой ответ: "18 декабря прошлого года данную "Ауди" переехал грузовик. Сумма ущерба - 50 тысяч крон".
Комментарий специалиста Вице-президент "Росгосстраха" Игорь ИГНАТЬЕВ: До Европы нам далеко - Уровень страховой культуры в России, как показала практика, находится еще на довольно низком уровне по сравнению с Европой. Поэтому сейчас вообще нецелесообразно поднимать вопрос, например, о том, чтобы дать страховщикам право устанавливать тарифы. Но в будущем, когда будет повышено качество самого продукта ОСАГО и налажена система урегулирования убытков, мы тоже вполне можем к этому прийти. Кстати, средний уровень тарифов, принятых в европейских странах, превышает действующий в России в несколько раз (у нас - не более 70 долларов, в Европе - в среднем 300 долларов). Юлия ХРАМОВА, Таллин - Москва.
Вся пресса за 26 октября 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
17 июля 2024 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
После внедрения МСФО 17 среди проблем компаний выявлено ограничение ресурсов: PwC
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 17 июля 2024 г.
Евгений Уфимцев обозначил основные вызовы рынка автострахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Автострахование в UK сталкивается с трудностями на фоне растущих расходов и будущей прибыльности
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 17 июля 2024 г.
Число происшествий с участием самокатчиков сократилось в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Ожидается, что российская отрасль общего страхования вырастет на 11% в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТурДом, 17 июля 2024 г.
Нюансы туристических страховок: что нужно знать туристу
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Парижская Олимпиада столкнулась с рекордным уровнем киберрисков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Правда.ru, 17 июля 2024 г.
В Приморье приостановлены продажи ОСАГО из-за инсценированных ДТП и страхового мошенничества
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Новороссийский рабочий, 17 июля 2024 г.
Хотите застраховаться от пожара? В Новороссийске сделать это не так просто
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Арминфо, Ереван, 17 июля 2024 г.
Ingo представила на страховом рынке Армении новый продукт – страхование от потери работы
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Что случилось с перестрахованием «класса 2023 года»? Жесткий рынок бросает вызов старым шаблонам
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Право.Ru, 17 июля 2024 г.
Из Компенсационного фонда ФНП произвели первую выплату
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Страховщики Европы ищут экспертов рынка в Европейской комиссии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Банки.ру, 17 июля 2024 г.
Рейтинг страховых компаний. Июнь 2024 года.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 июля 2024 г.
Guy Carpenter запускает новый параметрический механизм перестрахования от наводнений
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 17 июля 2024 г.
«Ри-Инвест» подал иски к страховщикам на 114 млн евро
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
NEWS.ru, 17 июля 2024 г.
Сенатор предупредил о рисках использования серых сервисов кикшеринга
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 17 июля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|